Алиса…. Секреты волшебного мира
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/21.jpg)
Художник по костюмам Коллин Этвуд была номинирована на восемь премий Кинокадемии, но пока получила только две - за фильмы "Чикаго" в 2002 году и "Мемуары гейши" в 2006 году. Она на особом счету у таких режиссеров как Джонатан Демм и Тим Бертон. Последний сотрудничал с ней с 90-го года, при подготовке ленты "Эдвард - Руки-ножницы".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/35_1.jpg)
Кстати, с того года Коллин стала хорошей приятельницей и Джонни Деппа. Актер всегда только лестно отзывался о таланте художницы и с большим удовольствием работал с ней снова - в "Эд Вуд" 1994-го года, "Сонной лощине" 1999-го, "Суини Тодд, маньяк-парикмахер" в 2007-ом и в "Джонни Д." 2009 года. Во время создания волшебной сказки "Алиса в стране чудес" Бертон долго не думал о выборе художника по костюмам - было и так понятно: только Колин!
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/5_2.jpg)
"Тим делает эскиз образа персонажа на бумаге. Часто в эскизе появляются элементы костюма, но только детали, а не полный образ. Например, так было, когда мы работали над фильмом "Эдвард - Руки-ножницы". Но когда дело касалось Безумного Шляпника и Свиуни, то он не давал мне никакого рисунка и не указывал: "Я хочу именно этого". Я думаю, это потому, что он знает, что работает с настоящими художниками, он бывает очень восхищен и воодушевлен, когда мы показываем ему наши заготовки. У него самого прекрасный вкус, он обладает магическим действием на все, к чему прикасается. Я сделала немало костюмов для анимированных компьютером персонажей. Я и раньше отдавала себе отчет, что часть сцен будет анимирована, и я немного выучила свойства 3D, поэтому я сделала подборку, с которой можно было экспериментировать. Мы также сделали немало реальных вещей, которые впоследствии могли бы быть анимированы. Это на самом деле помогло Тиму увидеть сначала реальные костюмы, и помочь аниматорам с глубиной, и текстурой, и другими моментами. У меня была полная свобода. Передо мной были собственные рисунки Льюиса Кэролла, но их не так уж много, и они довольно просты. Поскольку Алиса проходила сквозь разные эпохи, мы обращались к этим рисункам. И все-таки это намного отличается от того, что зрители люди полагают увидеть: Алиса это не десятилетняя девочка, а молодая женщина. Поэтому немного классики в дизайне здесь не помешает. Но как только она попадает в Страну Чудес, мы все меняем".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/67.jpg)
Вся работа состояла из 3 фаз - создание реального мира, в котором Алиса и живет - викторианская Англия, создание костюмов для Страны чудес и ее телесных обитателей, и вместе с мультипликаторами придумывание костюмов анимированных персонажей.
В реальном мире Алиса предстает перед зрителями в нежно-голубом классическом платье. "Мы перебрали разные цвета, но остановились на голубом, потому что этот цвет был очень кстати и хорошо смотрелся на Мие. Это её цвет".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/24.jpg)
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/52-62.jpg)
Весьма необычна фактура ткани платья Алисы - полупрозрачный муслин на белом чехле, под которым находятся полосатые подъюбники. В творчестве Этвуд и так характерен ввод графических элементов в костюм, однако при сотрудничестве с Бертоном фантазия художницы не имеет границ - ведь Тим известный любитель готики: черная контрастная отделка на воздушной ткани, полоска митенок ритмически перекликающаяся с полоской подъюбников и ярусами юбки. Муслин олицетворяет романтичный характер Алисы, в то время как черный шнурок её воротничка намекает, что героиня не так инфантильна, как может казаться.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/33-14.jpg)
"Потом, по ходу сюжета, Алиса облачается в одежды, сделанные из всего, что встречается ей в новом мире. Она то уменьшается, то вырастает, теряет голубое платье и остаётся в нижнем белье, которое тоже - то уменьшается, то вырастает". Несмотря на то, что Колин руководствовалась историческим кроем для первого голубого платья, она все равно внесла заметные изменения - длину. Ведь будь платье длиннее, никто бы не увидел прелестные ботиночки.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/19-15.jpg)
Также она отказалась от передничка, в котором, как правило, изображают Алису, и от кринолина, мотивируя тем, что все это странно смотрится в сценах, где Алиса бежит или падает.
Колин очень любит прорабатывать мелкие детали костюмов. "Мы сделали вышивку по кайме, которая намекает на то, что сейчас произойдет, - появится кролик.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/16_1.jpg)
Идея платья возникла благодаря иллюстрациям Артура Рэкхэма и Джона Теннеля.".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/57-64.jpg)
Все метаморфозы с ростом Алисы доставили Этвуд много хлопот. Тим Бертон настаивал на достоверности. "Нам пришлось как следует поломать голову, - рассказывает Коллин, - подготовить разные фактуры тканей для большой и для маленькой Алисы. Когда она маленькая, полоски на ткани должны быть больше. Когда она большая - меньше. Ее одежда должна была быть разная в длину и ширину. Мы сделали одно огромное платье, такое, чтобы когда она нормального размера, оно соответствовало ей, как будто она была 270 сантиметров высотой. В то время, когда она уменьшалась, мы подхватывали ткань поясками, и было похоже, что платье делалось меньше."
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/22.jpg)
Еще одна слабость К.Этвуд - прерафаэлиты. Ссылки на них есть во всех её работах. Особенно в "Сонной лощине". Несмотря на то, что весь стиль платья, по сути, отсылает нас к древнегреческому пеплуму, что уже само по себе - гениально, по пластике оно однозначно навевает образы, созданные прерафаэлитами.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/75-26.jpg)
"Платье, которое делает для нее Шляпник, чтобы переодеться в заварном чайнике, совсем крошечное. Мы сделали два: одно нормального размера и одно 3 дюйма (7,5 см) высотой".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/49-44.jpg)
В замке Красной Королевы она вырастает до 3-хметрового роста и Королева делает ей огромное, экстравагантное, пышное красное платье из штор.
![Увеличить](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/sm/32-34.jpg)
Работа над костюмом Шляпника была начата, как не сложно догадаться, - со шляпы. "Шляпник, как и полагается, имеет шляпу и другие узнаваемые элементы. Но мы изучили жизнь и историю изготовителей шляп в Лондоне.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/6_1.jpg)
Как-то в Италии я наткнулась на образец кожи, обработанной лазером, со странным узором, будто изъеденным червями, и отдала его одному замечательному шляпнику из Лондона. Потом мы украсили её золотом и подвязали на манер кушака роскошной лентой. Получилась деталь, которая относилась к прошлой жизни героя Деппа в клане шляпников. Мы руководствовались больше вдохновением, чем известными иллюстрациями, и Джонни использовал это для создания своего персонажа.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/59-20-54.jpg)
О шляпниках часто говорили "безумные шляпники", потому что в те годы они все время использовали токсические клеи и материалы, и от этого многие из них на самом деле сходили с ума. Вообще, было интересно узнать о шляпном бизнесе, о том, что эта профессия была в цене и шляпники имели довольно пристойную жизнь".
Образ Шляпника стал настолько цепляющим во многом благодаря исполнителю этой роли - Джонни Деппу.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/3_3.jpg)
"Для художника по костюмам нет актёра лучше, чем Джонни. Прежде всего, потому что он большой выдумщик и очень помогает нашей работе. Создание костюма для него - весёлая игра. И он умеет носить костюм, как никто другой".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/7-37.jpg)
Мы начали с рассуждений о том, что за человек этот Шляпник, - рассказывает Этвуд. - Каждый раз, когда мы встречались с Джонни, он фонтанировал идеями. Мы придумали, что его рабочие инструменты должны быть всегда под рукой - не лежать где-нибудь на полке, а быть частью костюма. Так что напёрсток и подушечка для булавок всегда при нём. Всё это делает Шляпника человеком не от мира сего, но при этом очень жизненным, в определённом смысле". Одна из первых придумок Деппа заключалась в том, что одежда Шляпника должна менять цвет в зависимости от его настроения.
"Когда я заговорил об этом с Коллин, она была вне себя от восторга, - вспоминает он. - Она тут же начала фантазировать на эту тему, придумывать восхитительные детали, вроде галстука-бабочки со встроенным механизмом".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/27-53-60.jpg)
Команда, отвечающая за спецэффекты, сильно повеселилась, работая над резкими переменами настроения Шляпника, которые буквально отражались на его внешнем виде. Когда он грустит, его одежда становится тёмного или серого цвета. А если вдруг развеселится, весь его костюм начинает вибрировать. Или галстук-бабочка поднимает уголки и становится похож на улыбку. Джонни Депп признался, что был просто без ума от сцены, в которой ему пришлось примерить настоящий килт, ведь и говорит Шляпник с шотландским акцентом (что утеряно в русском переводе).
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/30.jpg)
"Что касается Шляпника, мы с Тимом обсуждали этот вопрос, и решили, что в нем должны сочетаться разные характеры, люди, образы, что он будет таким чистым и непосредственным, что все его чувства и эмоции будут мгновенно отражаться в одежде, цвете кожи, причёске - в общем, всё будет видно невооружённым глазом. Когда он улыбается, он весь лучится и расцветает, всё на нём приходит в движение. Он похож на кольцо - индикатор настроения. Он - душа нараспашку. И акцент был бы очень кстати, придал бы образу остроты. Надеюсь, у меня получилось. Несмотря на всю позитивность образа, Шляпник всегда казался мне трагической фигурой.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/41.jpg)
Некогда и он был шляпником при Белой Королеве, но отравился ртутью и с тех пор немного не в себе. Во многих отношениях он - жертва обстоятельств. Конечно, ртуть нанесла тяжёлый удар, но в этой киноверсии в его прошлом есть и другая драма, которая продолжает висеть на нём тяжким грузом". Депп также придумал наделить Шляпника не одним, а несколькими характерами и акцентами. "Мне показалось, что из-за своей гиперчувствительности он может иногда переходить в какое-то иное состояние, становиться другим человеком. Это происходит в критические моменты, когда ему угрожает опасность и от этого зависит его жизнь. Я подумал, что это нечто вроде мягкой формы раздвоения личности".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/28.jpg)
Депп хотел, чтобы последствия отравления сказались не только на разуме его героя, но и на его внешнем облике. Он написал акварельный портрет Шляпника с оранжевыми волосами, клоунским лицом и зелёными глазами разного размера. "Я почему-то знал, как он должен выглядеть, - говорит он о Шляпнике. - Когда я пришёл в трейлер к гримёрам, всё случилось как-то само собой. Очень редко образ складывается так быстро. Со мной такое было только один раз - с Капитаном Джеком".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/4-29.jpg)
"Весь грим для роли Безумного Шляпника придумывал Джонни, - говорит Пэтти Йорк - личный художник по гриму Джонни Деппа, - За 20 лет и 17 фильмов с Деппом я усвоила, что он очень ответственно относится к своему образу. Этот конкретный образ начинался с акварельного портрета Шляпника, который нарисовал Джонни. Потом мы старались подобрать грим под этот портрет". Большим вопросом стало неожиданно сходство Шляпника с некоторыми известными личностями. Нарочно это было сделано или нет - неясно.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/23-17-39.jpg)
За основу костюма Красной Королевы Этвуд взяла сердце, изображаемое на игральных картах червовой масти.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/38.jpg)
"Этот персонаж стал для меня вызовом. Настоящий прорыв. Ее голова должна была быть огромной, да еще и изменяться в размерах время от времени, а тело всегда оставалось одним и тем же. Мы скульптурно сложили воротник из шелковой органзы, что сделало ее шею одновременно длинной и тонкой, так переход от тела к лицу не вызывал ощущения, что шея - длиной 47 сантиметров. Ее талия также была жестко сжата до того состояния, которое принято называть "осиной", чтобы голова Королевы выглядела еще больше.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/40.jpg)
В костюме я работала с традиционными цветами игральных карт: красный, черный, золотой и белый. Это цвета мира Красной королевы. Здесь много линий, повсюду пришиты позолоченные сердечки. Я хотела оставить элемент иронии и безвкусицы, потому что Красная королева, если честно, барышня довольно дурных вкусов, так что платье у нее не из самого дорогого шелка.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/9.jpg)
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/56.jpg)
Это дешевый материал, дающий более сильный графический образ. Ее туфли сделаны из позолоченной кожи со шнуровкой. На подошвах мы тоже нарисовали сердечки: мы можете их заметить, когда она поднимает ноги. Это тоже нарочитая безвкусица, этакий Louboutin для бедных."
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/45.jpg)
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/58.jpg)
На съёмках всех сцен и эпизодов, где в кадре появлялись элементы, которые надо было увеличить, использовалась уникальная система камер, которая обеспечивала большое разрешение, ведь чтобы вдвое увеличить голову Красной Королевы, компьютерщикам нужно было вдвое больше пикселей. И делать это надо было очень осторожно, чтобы модифицированные кадры не выбивались из фильма. Безумно сложно оказалось присоединить шею Королевы к воротнику её платья.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/76-50-8.jpg)
По контрасту с Красной, Белая королева в более выгодной позиции. Она и выглядит роскошнее, и похожа на добрую волшебницу.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/12.jpg)
Тем не менее, в их силуэтах, очертаниях одежды и общем впечатлении чувствуется родство. "Белая Королева - это Красная Королева, живущая на Беверли-Хиллс. Её платье сделано из множества слоёв ткани, на нём есть шёлковые снежинки и кусочки фольги для пущего блеска. Но это такой надтреснутый лоск. И россыпь ювелирных украшений, чтобы пустить пыль в глаза".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/55-36.jpg)
"Это самое роскошное и самое хрупкое платье в моей жизни, - говорит исполнительница роли Белой королевы Энн Хэтуэй. - Я очень его люблю. Оно красивое. Мне нравится сам образ этой выдуманной, сказочной Королевы, в которой при всём при том живёт тёмная сторона - ведь это же фильм Тима Бёртона".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/43-13.jpg)
Происхождение Белой Королевы то же, что и злой Красной Королевы, поэтому Хетевэй черпала вдохновение из образов Греты Гарбо, Дэна Флавина и Нормы Десмонд.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/65.jpg)
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/66.jpg)
К белому наряду сознательно выбелили кожу, а глаза, губы и ногти выделили почти черным цветом, чтобы никто не заблуждался на счет Белой королевы, в ней течет та же кровь, что и в Красной.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/77.jpg)
Если костюм Шляпника был обработан на компьютере на стадии монтажа, чтобы приспособить его к перепадам настроения персонажа, то весь гардероб таких персонажей как Мартовский Заяц или Белый Кролик, пришлось создавать средствами анимации.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/47-18.jpg)
"Некоторые костюмы я разработала сама, некоторые - совместно с аниматорами, делясь с ними идеями и предложениями, - говорит Этвуд. - Когда я попадаю в фильм Тима Бёртона, я каждый раз чувствую, что могу себе позволить стать художником".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/68.jpg)
А теперь немного о технической части фильма.
По признанию съемочной команды, в процессе выдумывания ландшафта и видов Волшебной страны были использованы практически все известные иллюстрации Кэрролла. "Мы собрали работы очень разных художников, вдохновлявшихся "Алисой", и развесили их на стенах, чтобы проникнуться атмосферой, - вспоминает художник-постановщик Роб Стромберг. "Иллюстрации к самому первому изданию книги стали для нас вполне надёжным ориентиром, - добавляет художник Тодд Чернявский. - Они послужили основой для флэшбеков в фильме, хотя, когда действие возвращается в Подземелье, мир вокруг построен уже по законам Бёртона.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/25.jpg)
На первых этапах работы Подземелье было очень красочным местом. Но, чем больше мы работали с этими набросками, тем чаще Бёртон говорил: "Всё это очень неплохо выглядит, но пригодится, скорее всего, только для финала". Так что пришлось нам настроиться на другую эстетическую волну, погрузиться в мир Тима, и в итоге у нас получилась сказка о гнёте и подавлении".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/31.jpg)
Настроиться на гнетущую волну помогла фотография времён Второй мировой, на которой изображена британская семья, пьющая чай во дворе своего поместья. Надо отметить, "Алису" Бертона связывают и с Туманным Альбионом. Для Тима Бертона было очень важно наполнить картину "британским духом". Многие актеры, занятые в постановке, родом из Англии и говорят с британским акцентом. Среди них - Алан Рикман (Гусеница), Стивен Фрай (Чеширский Кот), Майкл Шин (Белый Кролик), Тимоти Сполл (Баярд), Барбара Уиндзор (Соня), Кристофер Ли (Бармаглот), Майкл Гаф (Додо) и Пол Уайтхаус (Мартовский Заяц). К сожалению, этой особенностью картины, как интонациями Безумного Шляпника (Джонни Депп) и Красной королевы (Хелены Бонэм-Картер), российским зрителям насладиться не удалось, так как в прокат лента вышла в дубляже.
Эпизоды в реальном мире, открывающие и завершающие путешествие Алисы, снимались в Корнуэлле в Англии, а все сцены с актерами в Стране Чудес - на фоне зелёного экрана Culver City Studios в Лос-Анджелесе.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/74.jpg)
И не только декорации были нарисованы, но и персонажи Подземелья. Поэтому, работая в студии на фоне зеленого экрана, актерам приходилось тренировать воображение, ведя диалог с неодушевлёнными предметами - теннисным мячиком или куском изоленты, и изредка с зелеными человечками - дублерами мультипликационных персонажей. "Я уже привык разговаривать с изолентой, - говорит Депп. - Прилепляешь кусок на стену - и понеслось. И ничего такого тут нет. В общем, вся работа над фильмом была чем-то на это похожа. Мы снимались в огромной зелёной комнате с минимумом реквизита. Поскольку Алиса у нас постоянно меняется в размерах, иногда она стояла на помосте, а иногда приходилось смотреть на изоленту, приклеенную в 15 см от пола. Но меня это ничуть не напрягает. Мне нравятся сложности".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/73.jpg)
Работая над образом Безумного Шляпника, люди Ролстона увеличили глаза Джонни Деппа. Главное к чему стремилась команда - не перестараться, чтобы не получилось слишком мультяшно. Много хлопот доставил и валет.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/69-70.jpg)
По сути - это голова Криспина Гловера на 2,5-метровом туловище, нарисованном на компьютере. Чтобы быть на одном уровне со своим персонажем, Гловер передвигался по площадке на ходулях: это помогало его партнёрам выбрать правильную траекторию взгляда, а Тиму Бёртону - совмещать в одном кадре персонажей разных размеров.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/71-72.jpg)
Актёр Мэтт Лукас, играющий Труляля и Траляля, ходил в грушевидном зелёном костюме, из которого торчало только его лицо. Этот толстый костюм не давал ему вытянуть руки по бокам, но благодаря этому у него появилась неповторимая и очень смешная походка. Как и в случае с Валетом Червей, голова Лукаса была позднее прикреплена к нарисованным на компьютере телам близнецов, движения которых повторяли движения актёра. В сценах, где в кадре появляются оба близнеца, Лукас сначала отыгрывал сцену за одного из них, потом - за другого. В таких случаях ему помогал актер Итэн Коэн, изображавший второго брата.
Решение Disney выпустить фильм в 3D-формате было очень близко Тима Бертону. Но вместо того, чтобы сразу работать над материалом в трехмерности, он принял решение сначала снять фильм в обычном, двухмерном формате, а потом перевести его в 3D. "Я не видел большой выгоды в том, чтобы снимать его в 3D, - говорит Тим Бертон. - Я был очень впечатлён результатами конверсии в "Кошмаре перед Рождеством" и не видел смысла искать другие пути. Мы старались уложиться как можно быстрее, и всё равно я не заметил никакой потери в качестве".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/78.jpg)
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/21.jpg)
Художник по костюмам Коллин Этвуд была номинирована на восемь премий Кинокадемии, но пока получила только две - за фильмы "Чикаго" в 2002 году и "Мемуары гейши" в 2006 году. Она на особом счету у таких режиссеров как Джонатан Демм и Тим Бертон. Последний сотрудничал с ней с 90-го года, при подготовке ленты "Эдвард - Руки-ножницы".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/35_1.jpg)
Кстати, с того года Коллин стала хорошей приятельницей и Джонни Деппа. Актер всегда только лестно отзывался о таланте художницы и с большим удовольствием работал с ней снова - в "Эд Вуд" 1994-го года, "Сонной лощине" 1999-го, "Суини Тодд, маньяк-парикмахер" в 2007-ом и в "Джонни Д." 2009 года. Во время создания волшебной сказки "Алиса в стране чудес" Бертон долго не думал о выборе художника по костюмам - было и так понятно: только Колин!
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/5_2.jpg)
"Тим делает эскиз образа персонажа на бумаге. Часто в эскизе появляются элементы костюма, но только детали, а не полный образ. Например, так было, когда мы работали над фильмом "Эдвард - Руки-ножницы". Но когда дело касалось Безумного Шляпника и Свиуни, то он не давал мне никакого рисунка и не указывал: "Я хочу именно этого". Я думаю, это потому, что он знает, что работает с настоящими художниками, он бывает очень восхищен и воодушевлен, когда мы показываем ему наши заготовки. У него самого прекрасный вкус, он обладает магическим действием на все, к чему прикасается. Я сделала немало костюмов для анимированных компьютером персонажей. Я и раньше отдавала себе отчет, что часть сцен будет анимирована, и я немного выучила свойства 3D, поэтому я сделала подборку, с которой можно было экспериментировать. Мы также сделали немало реальных вещей, которые впоследствии могли бы быть анимированы. Это на самом деле помогло Тиму увидеть сначала реальные костюмы, и помочь аниматорам с глубиной, и текстурой, и другими моментами. У меня была полная свобода. Передо мной были собственные рисунки Льюиса Кэролла, но их не так уж много, и они довольно просты. Поскольку Алиса проходила сквозь разные эпохи, мы обращались к этим рисункам. И все-таки это намного отличается от того, что зрители люди полагают увидеть: Алиса это не десятилетняя девочка, а молодая женщина. Поэтому немного классики в дизайне здесь не помешает. Но как только она попадает в Страну Чудес, мы все меняем".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/67.jpg)
Вся работа состояла из 3 фаз - создание реального мира, в котором Алиса и живет - викторианская Англия, создание костюмов для Страны чудес и ее телесных обитателей, и вместе с мультипликаторами придумывание костюмов анимированных персонажей.
В реальном мире Алиса предстает перед зрителями в нежно-голубом классическом платье. "Мы перебрали разные цвета, но остановились на голубом, потому что этот цвет был очень кстати и хорошо смотрелся на Мие. Это её цвет".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/24.jpg)
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/52-62.jpg)
Весьма необычна фактура ткани платья Алисы - полупрозрачный муслин на белом чехле, под которым находятся полосатые подъюбники. В творчестве Этвуд и так характерен ввод графических элементов в костюм, однако при сотрудничестве с Бертоном фантазия художницы не имеет границ - ведь Тим известный любитель готики: черная контрастная отделка на воздушной ткани, полоска митенок ритмически перекликающаяся с полоской подъюбников и ярусами юбки. Муслин олицетворяет романтичный характер Алисы, в то время как черный шнурок её воротничка намекает, что героиня не так инфантильна, как может казаться.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/33-14.jpg)
"Потом, по ходу сюжета, Алиса облачается в одежды, сделанные из всего, что встречается ей в новом мире. Она то уменьшается, то вырастает, теряет голубое платье и остаётся в нижнем белье, которое тоже - то уменьшается, то вырастает". Несмотря на то, что Колин руководствовалась историческим кроем для первого голубого платья, она все равно внесла заметные изменения - длину. Ведь будь платье длиннее, никто бы не увидел прелестные ботиночки.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/19-15.jpg)
Также она отказалась от передничка, в котором, как правило, изображают Алису, и от кринолина, мотивируя тем, что все это странно смотрится в сценах, где Алиса бежит или падает.
Колин очень любит прорабатывать мелкие детали костюмов. "Мы сделали вышивку по кайме, которая намекает на то, что сейчас произойдет, - появится кролик.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/16_1.jpg)
Идея платья возникла благодаря иллюстрациям Артура Рэкхэма и Джона Теннеля.".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/57-64.jpg)
Все метаморфозы с ростом Алисы доставили Этвуд много хлопот. Тим Бертон настаивал на достоверности. "Нам пришлось как следует поломать голову, - рассказывает Коллин, - подготовить разные фактуры тканей для большой и для маленькой Алисы. Когда она маленькая, полоски на ткани должны быть больше. Когда она большая - меньше. Ее одежда должна была быть разная в длину и ширину. Мы сделали одно огромное платье, такое, чтобы когда она нормального размера, оно соответствовало ей, как будто она была 270 сантиметров высотой. В то время, когда она уменьшалась, мы подхватывали ткань поясками, и было похоже, что платье делалось меньше."
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/22.jpg)
Еще одна слабость К.Этвуд - прерафаэлиты. Ссылки на них есть во всех её работах. Особенно в "Сонной лощине". Несмотря на то, что весь стиль платья, по сути, отсылает нас к древнегреческому пеплуму, что уже само по себе - гениально, по пластике оно однозначно навевает образы, созданные прерафаэлитами.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/75-26.jpg)
"Платье, которое делает для нее Шляпник, чтобы переодеться в заварном чайнике, совсем крошечное. Мы сделали два: одно нормального размера и одно 3 дюйма (7,5 см) высотой".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/49-44.jpg)
В замке Красной Королевы она вырастает до 3-хметрового роста и Королева делает ей огромное, экстравагантное, пышное красное платье из штор.
![Увеличить](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/sm/32-34.jpg)
Работа над костюмом Шляпника была начата, как не сложно догадаться, - со шляпы. "Шляпник, как и полагается, имеет шляпу и другие узнаваемые элементы. Но мы изучили жизнь и историю изготовителей шляп в Лондоне.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/6_1.jpg)
Как-то в Италии я наткнулась на образец кожи, обработанной лазером, со странным узором, будто изъеденным червями, и отдала его одному замечательному шляпнику из Лондона. Потом мы украсили её золотом и подвязали на манер кушака роскошной лентой. Получилась деталь, которая относилась к прошлой жизни героя Деппа в клане шляпников. Мы руководствовались больше вдохновением, чем известными иллюстрациями, и Джонни использовал это для создания своего персонажа.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/59-20-54.jpg)
О шляпниках часто говорили "безумные шляпники", потому что в те годы они все время использовали токсические клеи и материалы, и от этого многие из них на самом деле сходили с ума. Вообще, было интересно узнать о шляпном бизнесе, о том, что эта профессия была в цене и шляпники имели довольно пристойную жизнь".
Образ Шляпника стал настолько цепляющим во многом благодаря исполнителю этой роли - Джонни Деппу.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/3_3.jpg)
"Для художника по костюмам нет актёра лучше, чем Джонни. Прежде всего, потому что он большой выдумщик и очень помогает нашей работе. Создание костюма для него - весёлая игра. И он умеет носить костюм, как никто другой".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/7-37.jpg)
Мы начали с рассуждений о том, что за человек этот Шляпник, - рассказывает Этвуд. - Каждый раз, когда мы встречались с Джонни, он фонтанировал идеями. Мы придумали, что его рабочие инструменты должны быть всегда под рукой - не лежать где-нибудь на полке, а быть частью костюма. Так что напёрсток и подушечка для булавок всегда при нём. Всё это делает Шляпника человеком не от мира сего, но при этом очень жизненным, в определённом смысле". Одна из первых придумок Деппа заключалась в том, что одежда Шляпника должна менять цвет в зависимости от его настроения.
"Когда я заговорил об этом с Коллин, она была вне себя от восторга, - вспоминает он. - Она тут же начала фантазировать на эту тему, придумывать восхитительные детали, вроде галстука-бабочки со встроенным механизмом".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/27-53-60.jpg)
Команда, отвечающая за спецэффекты, сильно повеселилась, работая над резкими переменами настроения Шляпника, которые буквально отражались на его внешнем виде. Когда он грустит, его одежда становится тёмного или серого цвета. А если вдруг развеселится, весь его костюм начинает вибрировать. Или галстук-бабочка поднимает уголки и становится похож на улыбку. Джонни Депп признался, что был просто без ума от сцены, в которой ему пришлось примерить настоящий килт, ведь и говорит Шляпник с шотландским акцентом (что утеряно в русском переводе).
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/30.jpg)
"Что касается Шляпника, мы с Тимом обсуждали этот вопрос, и решили, что в нем должны сочетаться разные характеры, люди, образы, что он будет таким чистым и непосредственным, что все его чувства и эмоции будут мгновенно отражаться в одежде, цвете кожи, причёске - в общем, всё будет видно невооружённым глазом. Когда он улыбается, он весь лучится и расцветает, всё на нём приходит в движение. Он похож на кольцо - индикатор настроения. Он - душа нараспашку. И акцент был бы очень кстати, придал бы образу остроты. Надеюсь, у меня получилось. Несмотря на всю позитивность образа, Шляпник всегда казался мне трагической фигурой.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/41.jpg)
Некогда и он был шляпником при Белой Королеве, но отравился ртутью и с тех пор немного не в себе. Во многих отношениях он - жертва обстоятельств. Конечно, ртуть нанесла тяжёлый удар, но в этой киноверсии в его прошлом есть и другая драма, которая продолжает висеть на нём тяжким грузом". Депп также придумал наделить Шляпника не одним, а несколькими характерами и акцентами. "Мне показалось, что из-за своей гиперчувствительности он может иногда переходить в какое-то иное состояние, становиться другим человеком. Это происходит в критические моменты, когда ему угрожает опасность и от этого зависит его жизнь. Я подумал, что это нечто вроде мягкой формы раздвоения личности".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/28.jpg)
Депп хотел, чтобы последствия отравления сказались не только на разуме его героя, но и на его внешнем облике. Он написал акварельный портрет Шляпника с оранжевыми волосами, клоунским лицом и зелёными глазами разного размера. "Я почему-то знал, как он должен выглядеть, - говорит он о Шляпнике. - Когда я пришёл в трейлер к гримёрам, всё случилось как-то само собой. Очень редко образ складывается так быстро. Со мной такое было только один раз - с Капитаном Джеком".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/4-29.jpg)
"Весь грим для роли Безумного Шляпника придумывал Джонни, - говорит Пэтти Йорк - личный художник по гриму Джонни Деппа, - За 20 лет и 17 фильмов с Деппом я усвоила, что он очень ответственно относится к своему образу. Этот конкретный образ начинался с акварельного портрета Шляпника, который нарисовал Джонни. Потом мы старались подобрать грим под этот портрет". Большим вопросом стало неожиданно сходство Шляпника с некоторыми известными личностями. Нарочно это было сделано или нет - неясно.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/23-17-39.jpg)
За основу костюма Красной Королевы Этвуд взяла сердце, изображаемое на игральных картах червовой масти.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/38.jpg)
"Этот персонаж стал для меня вызовом. Настоящий прорыв. Ее голова должна была быть огромной, да еще и изменяться в размерах время от времени, а тело всегда оставалось одним и тем же. Мы скульптурно сложили воротник из шелковой органзы, что сделало ее шею одновременно длинной и тонкой, так переход от тела к лицу не вызывал ощущения, что шея - длиной 47 сантиметров. Ее талия также была жестко сжата до того состояния, которое принято называть "осиной", чтобы голова Королевы выглядела еще больше.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/40.jpg)
В костюме я работала с традиционными цветами игральных карт: красный, черный, золотой и белый. Это цвета мира Красной королевы. Здесь много линий, повсюду пришиты позолоченные сердечки. Я хотела оставить элемент иронии и безвкусицы, потому что Красная королева, если честно, барышня довольно дурных вкусов, так что платье у нее не из самого дорогого шелка.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/9.jpg)
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/56.jpg)
Это дешевый материал, дающий более сильный графический образ. Ее туфли сделаны из позолоченной кожи со шнуровкой. На подошвах мы тоже нарисовали сердечки: мы можете их заметить, когда она поднимает ноги. Это тоже нарочитая безвкусица, этакий Louboutin для бедных."
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/45.jpg)
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/58.jpg)
На съёмках всех сцен и эпизодов, где в кадре появлялись элементы, которые надо было увеличить, использовалась уникальная система камер, которая обеспечивала большое разрешение, ведь чтобы вдвое увеличить голову Красной Королевы, компьютерщикам нужно было вдвое больше пикселей. И делать это надо было очень осторожно, чтобы модифицированные кадры не выбивались из фильма. Безумно сложно оказалось присоединить шею Королевы к воротнику её платья.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/76-50-8.jpg)
По контрасту с Красной, Белая королева в более выгодной позиции. Она и выглядит роскошнее, и похожа на добрую волшебницу.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/12.jpg)
Тем не менее, в их силуэтах, очертаниях одежды и общем впечатлении чувствуется родство. "Белая Королева - это Красная Королева, живущая на Беверли-Хиллс. Её платье сделано из множества слоёв ткани, на нём есть шёлковые снежинки и кусочки фольги для пущего блеска. Но это такой надтреснутый лоск. И россыпь ювелирных украшений, чтобы пустить пыль в глаза".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/55-36.jpg)
"Это самое роскошное и самое хрупкое платье в моей жизни, - говорит исполнительница роли Белой королевы Энн Хэтуэй. - Я очень его люблю. Оно красивое. Мне нравится сам образ этой выдуманной, сказочной Королевы, в которой при всём при том живёт тёмная сторона - ведь это же фильм Тима Бёртона".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/43-13.jpg)
Происхождение Белой Королевы то же, что и злой Красной Королевы, поэтому Хетевэй черпала вдохновение из образов Греты Гарбо, Дэна Флавина и Нормы Десмонд.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/65.jpg)
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/66.jpg)
К белому наряду сознательно выбелили кожу, а глаза, губы и ногти выделили почти черным цветом, чтобы никто не заблуждался на счет Белой королевы, в ней течет та же кровь, что и в Красной.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/77.jpg)
Если костюм Шляпника был обработан на компьютере на стадии монтажа, чтобы приспособить его к перепадам настроения персонажа, то весь гардероб таких персонажей как Мартовский Заяц или Белый Кролик, пришлось создавать средствами анимации.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/47-18.jpg)
"Некоторые костюмы я разработала сама, некоторые - совместно с аниматорами, делясь с ними идеями и предложениями, - говорит Этвуд. - Когда я попадаю в фильм Тима Бёртона, я каждый раз чувствую, что могу себе позволить стать художником".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/68.jpg)
А теперь немного о технической части фильма.
По признанию съемочной команды, в процессе выдумывания ландшафта и видов Волшебной страны были использованы практически все известные иллюстрации Кэрролла. "Мы собрали работы очень разных художников, вдохновлявшихся "Алисой", и развесили их на стенах, чтобы проникнуться атмосферой, - вспоминает художник-постановщик Роб Стромберг. "Иллюстрации к самому первому изданию книги стали для нас вполне надёжным ориентиром, - добавляет художник Тодд Чернявский. - Они послужили основой для флэшбеков в фильме, хотя, когда действие возвращается в Подземелье, мир вокруг построен уже по законам Бёртона.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/25.jpg)
На первых этапах работы Подземелье было очень красочным местом. Но, чем больше мы работали с этими набросками, тем чаще Бёртон говорил: "Всё это очень неплохо выглядит, но пригодится, скорее всего, только для финала". Так что пришлось нам настроиться на другую эстетическую волну, погрузиться в мир Тима, и в итоге у нас получилась сказка о гнёте и подавлении".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/31.jpg)
Настроиться на гнетущую волну помогла фотография времён Второй мировой, на которой изображена британская семья, пьющая чай во дворе своего поместья. Надо отметить, "Алису" Бертона связывают и с Туманным Альбионом. Для Тима Бертона было очень важно наполнить картину "британским духом". Многие актеры, занятые в постановке, родом из Англии и говорят с британским акцентом. Среди них - Алан Рикман (Гусеница), Стивен Фрай (Чеширский Кот), Майкл Шин (Белый Кролик), Тимоти Сполл (Баярд), Барбара Уиндзор (Соня), Кристофер Ли (Бармаглот), Майкл Гаф (Додо) и Пол Уайтхаус (Мартовский Заяц). К сожалению, этой особенностью картины, как интонациями Безумного Шляпника (Джонни Депп) и Красной королевы (Хелены Бонэм-Картер), российским зрителям насладиться не удалось, так как в прокат лента вышла в дубляже.
Эпизоды в реальном мире, открывающие и завершающие путешествие Алисы, снимались в Корнуэлле в Англии, а все сцены с актерами в Стране Чудес - на фоне зелёного экрана Culver City Studios в Лос-Анджелесе.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/74.jpg)
И не только декорации были нарисованы, но и персонажи Подземелья. Поэтому, работая в студии на фоне зеленого экрана, актерам приходилось тренировать воображение, ведя диалог с неодушевлёнными предметами - теннисным мячиком или куском изоленты, и изредка с зелеными человечками - дублерами мультипликационных персонажей. "Я уже привык разговаривать с изолентой, - говорит Депп. - Прилепляешь кусок на стену - и понеслось. И ничего такого тут нет. В общем, вся работа над фильмом была чем-то на это похожа. Мы снимались в огромной зелёной комнате с минимумом реквизита. Поскольку Алиса у нас постоянно меняется в размерах, иногда она стояла на помосте, а иногда приходилось смотреть на изоленту, приклеенную в 15 см от пола. Но меня это ничуть не напрягает. Мне нравятся сложности".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/73.jpg)
Работая над образом Безумного Шляпника, люди Ролстона увеличили глаза Джонни Деппа. Главное к чему стремилась команда - не перестараться, чтобы не получилось слишком мультяшно. Много хлопот доставил и валет.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/69-70.jpg)
По сути - это голова Криспина Гловера на 2,5-метровом туловище, нарисованном на компьютере. Чтобы быть на одном уровне со своим персонажем, Гловер передвигался по площадке на ходулях: это помогало его партнёрам выбрать правильную траекторию взгляда, а Тиму Бёртону - совмещать в одном кадре персонажей разных размеров.
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/71-72.jpg)
Актёр Мэтт Лукас, играющий Труляля и Траляля, ходил в грушевидном зелёном костюме, из которого торчало только его лицо. Этот толстый костюм не давал ему вытянуть руки по бокам, но благодаря этому у него появилась неповторимая и очень смешная походка. Как и в случае с Валетом Червей, голова Лукаса была позднее прикреплена к нарисованным на компьютере телам близнецов, движения которых повторяли движения актёра. В сценах, где в кадре появляются оба близнеца, Лукас сначала отыгрывал сцену за одного из них, потом - за другого. В таких случаях ему помогал актер Итэн Коэн, изображавший второго брата.
Решение Disney выпустить фильм в 3D-формате было очень близко Тима Бертону. Но вместо того, чтобы сразу работать над материалом в трехмерности, он принял решение сначала снять фильм в обычном, двухмерном формате, а потом перевести его в 3D. "Я не видел большой выгоды в том, чтобы снимать его в 3D, - говорит Тим Бертон. - Я был очень впечатлён результатами конверсии в "Кошмаре перед Рождеством" и не видел смысла искать другие пути. Мы старались уложиться как можно быстрее, и всё равно я не заметил никакой потери в качестве".
![](http://antre.me/images/idoblog/upload/62/78.jpg)
© 2012 - Антре.ме
Комментариев нет:
Отправить комментарий